Взаимосвязь между сахарным диабетом и инфекционными заболеваниями. Перспективы использования фитопрепаратов
Работая врачом-эндокринологом 17 лет, наблюдая своих пациентов на протяжении длительного времени, я пришла к заключению, что между инфекционными заболеваниями и сахарным диабетом существует четкая и очень прочная взаимосвязь
Крайнычин Н.Я., эндокринолог, городская поликлиника №3, г. Тернополь, Украина
Говоря о таком серьезном заболевании, как сахарный диабет, мы все больше внимания уделяем вопросам адекватного контроля гликемии, лечению осложнений, сочетанию сахарного диабета с ИБС или гипертонической болезнью, а меньше останавливаемся на причинах возникновения этого грозного недуга и, практически, совсем не затрагиваем темы взаимосвязи сахарного диабета и некоторых инфекционных заболеваний.
Работая врачом-эндокринологом 17 лет, наблюдая своих пациентов на протяжении длительного времени, я пришла к заключению, что между инфекционными заболеваниями и сахарным диабетом существует четкая и очень прочная взаимосвязь.
Вирусы, бактерии, одноклеточные, гельминты – все они атакуют человеческий организм. Каждая из этих групп организмов оказывает свое влияние на возникновение, развитие и протекание сахарного диабета.
В чем же проявляются взаимосвязи между ними?
1. Многие микроорганизмы используют инсулин для своего роста и развития. Первое место здесь занимают одноклеточные. Это приводит к относительному дефициту инсулина – при нормальных показателях инсулина в крови начинают проявляться симптомы сахарного диабета. Поджелудочная железа старается покрыть образовавшийся дефицит и вырабатывать побольше инсулина, но быстро размножающаяся инфекция и потребляет его больше, а человеческий организм – то, что осталось. Теперь инсулина вырабатывается уже больше нормы, а его снова не хватает (речь идет о 2 типе диабета и инсулинорезистентности).
Но это не истинная инсулинорезистентность. Дело не в том, что инсулин не может усваиваться, а в том, что развелось слишком много потребителей, а производитель остался один. Если на этом этапе не помочь поджелудочной железе – либо убрав инфекцию, либо начав лечить симптомы сахарного диабета таблетированными сахароснижающими препаратами, то такая «работа на износ» бета-клеток поджелудочной железы приведет к полному их истощению и со временем возникнет настоящий инсулинзависимый сахарный диабет
2. Развитие любой инфекции приводит к интоксикации. Токсины, являющиеся ядами, могут оказывать:
А) непосредственное повреждающее действие на бета-клетки поджелудочной железы с последующим развитием инсулиннезависимого или инсулинзависимого сахарного диабета, что зависит от степени повреждения.
Б) блокировать взаимодействие инсулина с инсулиновыми рецепторами, что приводит к временной гипергликемии или инсулиннезависимому сахарному диабету с истинной инсулинорезистентностью.
3. Сейчас уже основательно доказано, что дефицит определенных микроэлементов – цинка, ванадия и хрома играет роль в возникновении сахарного диабета. А способствовать этому дефициту могут длительные глистные инвазии, лямблиоз и прочие инфекции.
4. Непосредственное повреждение бета-клеток вирусами, которые приводят к развитию инсулита и запуску аутоиммунного процесса уже ни у кого не вызывает сомнений. Но не исключено, что первопричиной могут выступать бактерии или одноклеточные.
5. Для нормальной работы инсулинпродуцирующих бета-клеток необходимо и нормальное обеспечение кислородом. Глистные инвазии, приводящие к длительным анемиям, могут исподтишка подтачивать силы островков Лангерганса, создавая благоприятный фон для более быстрого их истощения.
Думаю, что взаимосвязь инфекции и сахарного диабета не ограничивается только теми механизмами, которые я описала. Здесь еще много белых пятен, нуждающихся в пристальном изучении.
Пока что речь шла о каждом виде инфекции как бы отдельно. Но все чаще человек оказывается носителем микст-инфекции. Намереваясь выжить в нашем организме, разные виды инфекции или враждуют между собой, стараясь уничтожить друг друга, или находят компромиссы, как, например, поглощенные трихомонадой бактерии, с которыми она не может справиться, отделяются вакуолей и длительное время сохраняются в живом виде. Но человеческому организму ни от их вражды, ни от их компромиссов ничего хорошего ждать не приходится. Соревнуясь между собой за жизненное пространство, каждый вид инфекции становится только более агрессивным. Кроме того, разные токсины могут взаимодействовать между собой и с определенными лекарственными препаратами и через ряд биохимических реакций приводить к образованию еще более сильных ядов.
Особую опасность представляют те виды инфекции, с которыми человек живет годами – это трихомониаз, лямблиоз и глистные инвазии. А последние годы знаменательны тем, что про себя более активно стали заявлять хламидии, уреаплазма.
Чтобы проиллюстрировать ситуацию привожу несколько примеров.
1. Общаясь с родителями детей, больных сахарным диабетом, я обратила внимание на следующее: многие из них рассказывают, что незадолго до начала заболевания или уже вначале лечения при тщательном обследовании у детей чаще всего выявляли два вида инфекции - либо аскаридоз, либо лямблиоз (возможно потому, что кал на яйца глист исследуют всем больным). Чтобы посмотреть, как дело обстоит у взрослых и, понимая, что на многие виды инфекции обследовать пациентов сложно, я направила 30 взрослых диабетиков на анализ кала на цисты лямблий и яйца глист. Из них только у одного человека был отрицательный результат исследования. У 6 были найдены яйца аскарид, у 22 – цисты лямблий, причем не 1-2-5 в поле зрения, а в среднем 10-15, а у некоторых - до 20! У двоих сочетались обе эти инфекции. На фоне лечения традиционными противоглистными препаратами на 2-5 день, когда усиливалась интоксикация, уровень гликемии возрастал, у некоторых больных даже появлялся ацетон в моче (чего, кстати, не наблюдалось при лечении фитосредством ElmiGone компании Santegra). Затем гликемия начинала снижаться, иногда даже вплоть до гипогликемических состояний. Проводилась корректировка дозы инсулина или таблетированных сахароснижающих средств в сторону уменьшения и у многих больных разница была довольно ощутима – дозу инсулина уменьшали на 6 – 24 единицы! Спрашивается, на кого шел этот инсулин, если после выведения паразитов он стал не нужен?!
2. Второй пример касается больного К. Молодой, красивый, умный парень начал учебу в педагогическом Университете. Естественно, не был обделен девичьим вниманием и не отказывал себе в земных радостях. Через 2 года такой веселой студенческой жизни у него возникла необходимость обратиться к урологу, так как эпизодическое и не всегда адекватное самолечение уже не давало нужных результатов. Обследовав пациента, уролог сказал, что у него несколько видов инфекции, это довольно-таки серьезно и он предлагает полечиться стационарно, если в будущем пациент не хочет остаться бесплодным. Парень соглашается, но просит дать ему отсрочку на несколько дней, чтобы уладить кой-какие дела в Университете. Но за эти несколько дней ему становится совсем плохо, появляются тошнота, рвота, нарастает общая слабость. Друзья по общежитию вызывают скорую помощь и врачи, услышав запах ацетона, госпитализируют его в эндокринологическое отделение областной больницы. При обследовании уровень гликемии - 12 ммоль/л, ацетонемия (++++). Больному выставляют диагноз: сахарный диабет, 1-й тип, впервые выявленный, стадия декомпенсации. Диабетический кетоацидоз. Ему назначили стандартную инсулино- и дезинтоксикационную терапию, которая дает положительный эффект и через 10 дней больного выписывают. В течение полугода после выписки он интенсивно лечится у уролога. Уровень гликемии за это время нормализуется. Гликолизированный гемоглобин составляет 5,6%, С-пептид - в норме, доза инсулина – небольшая, 18 ед. в сутки. Объясняли это наступлением «медового месяца» сахарного диабета. Я склонна расценивать появление симптомов сахарного диабета как результат длительного культивирования микст-инфекции, да и о каком 1-м типе диабета может идти речь при нормальных цифрах собственного инсулина?
3. Последний пример. Четырехлетнего ребенка родители привезли на лето к бабушке. Вскоре бабушка заметила, что мальчик какой-то вялый, плохо ест, но много пьет. Она привела его на консультацию в детскую поликлинику. У ребенка нашли анемию (Нв -82 г/л), анэозинофилию и гипергликемию – 6,8 ммоль/л. Ребенку выписывают направление в стационар, ибо речь идет о сахарном диабете. Бабушка же сообщает, что без родителей она не решает вопрос стационирования – родители должны приехать через несколько дней, пусть решают сами, как быть. Поскольку ацетонурии не было, врачи сказали, что день-два можно подождать. Но в тот же вечер мальчик становится крайне беспокойным, кричит, что не может дышать, что ему плохо. Бабушка в панике вызывает скорую помощь, а у ребенка появляются позывы на рвоту и через рот начинают выходить аскариды! Мальчик госпитализирован в инфекционное отделение, где ему проведена противоглистная и дезинтоксикационная терапия. Анализ крови на сахар при выписке - нормальный. Потом еще длительное время родители контролировали уровень гликемии, но выше нормы он не поднимался. В настоящее время этому мальчику уже 12 лет, раз в пол-года он принимает противоглистные препараты, о сахарном диабете никто и не вспоминает. А если бы обстоятельства сложились как-то иначе, диагноз сахарного диабета 1 типа мог бы сопровождать его всю жизнь, и инъекции инсулина тоже.
Учитывая все вышеописанное и зная, что во многих случаях гипергликемия может быть симптоматической, при выявлении повышенного сахара в крови у пациента предлагаю следующий алгоритм действия.
1. Определение уровня собственного инсулина у больного. Если количество его нулевое или мизерное - это говорит о 1 типе диабета. В качестве адъювантной терапии мы обеспечиваем противовирусную защиту (давно доказан факт участия цитомегаловируса в манифестации диабета 1 типа) – это Gemalon 500, Arthromil, Refungin, Fish Oil GP.
Если уровень инсулина нормальный, выше нормы или незначительно снижен – это свидетельствует о 2 типе диабета. В этом случае немедленное назначение таблетированных сахароснижающих препаратов оправдано только при высокой – больше 15 ммоль/л - гликемии. В остальных случаях – фитопрепараты, обладающие сахароснижающим эффектом – Reglucol, Burdock.
2. И при 1-м, и при 2-м типе диабета – диета (стол № 9).
3. Правильный водный режим: исключить все напитки – кроме воды. Вода должна быть биодоступной, то есть щелочной, с ОВП+60 и меньше, а в идеале – с отрицательным ОВП, очищенной, слабоминерализованной, структурированной, с поверхностным натяжением 43 дин/см2. Только такая вода легко сможет проникнуть в каждую клетку. Количество воды – от 30 мл/кг массы тела и больше, но не менее 1,5 л для взрослого человека.
4. Проверить пациента на предмет глистной инвазии, одноклеточных микроорганизмов, бактериальной инфекции. При их наличии провести соответствующее лечение – предпочтительно фитопрепаратами – ElmiGone, Black Walnut в комбинации с проносными средствами (во избежание интоксикации, сопровождающей дегельминтизацию).
5. Назначение препаратов хрома, цинка, ванадия, дефицит которых отмечается у больных сахарным диабетом (Reglucol, Essential C-curity).
6. Назначение больших доз антиоксидантов для защиты и восстановления оболочки бета-клеток поджелудочной железы (ShieldsUp TR).
7. При 2-м типе диабета только после всех этих мер назначать таблетированные сахароснижающие препараты или инсулин, если уровень гликемии остается высоким.
Товары
- Комментарии